Депутаты вернули президента в рамки. Нового закона об исполнительных органах госвласти
3 февраля 2004 года

Новый законопроект представлял премьер-министр РТ Рустам Минниханов. Он назвал его «комплексным законодательным актом, регулирующим вопросы формирования и функционирования всей системы исполнительных органов госвласти РТ». Господин Минниханов напомнил, что деятельность исполнительных органов власти Татарстана регламентируется основным законом республики и федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ». Однако сегодня на местном законодательном уровне единственный правовой акт в этой сфере это закон «О Совете министров ТАССР», принятый еще в августе 1979 года. По мнению премьера, «закон не только морально устарел, потому что его основные положения вошли в противоречие с федеральным законодательством и Конституцией РТ», но он фактически не отвечает задаче регулирования деятельности Кабинета министров РТ».
Говоря о новом законопроекте, премьер сообщил, что в нем впервые появились положения, регулирующие деятельность президента РТ как должностного лица, возглавляющего систему исполнительных органов госвласти. В частности, законопроект закрепляет за президентом функции формирования системы исполнительных органов, определение их перечня, а также право отмены постановлений Кабмина РТ, если они противоречат Конституции РФ. Нормы законопроекта, по словам господина Минниханова, полностью отвечают требованиям федерального законодательства, и, кроме того, он получил положительный отзыв института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ.
Впрочем, у документа нашлись оппоненты. «В течение всего срока полномочий мы добивались от Кабмина РТ документа, регламентирующего его деятельность. Документ появился, и на этом все закончилось: впечатление такое, что авторы не имели под рукой ни Конституции РТ, ни федерального законодательства!» — обрушился с критикой депутат Александр Штанин. Депутат заявил, что никакой особенной «комплексности» в законопроекте он не увидел. Например, в статье о зарплате члена Кабмина не расписано, в соответствии с чем и сколько положено чиновникам материального обеспечения. «Отсутствует статья о компетенции полномочий кабинета, чего мы, собственно, и добивались. Кроме того, неясно, чем различаются функции президента РТ и премьер-министра», — заявил депутат.
Примечательно, что Александр Штанин почти слово в слово пересказал одно из замечаний правового управления республиканского парламента к законопроекту. Кроме того, управление сделало замечание к 52 статье законопроекта, которая предусматривает, что после выражения Госсоветом РТ недоверия премьер-министру РТ и его заместителям, президент Татарстана вправе освободить их от занимаемой должности либо не согласиться с решением Госсовета РТ». По мнению юристов, такое положение противоречит Конституции РТ, согласно которой Госсовет РТ может выразить недоверие председателю правительства республики и его заместителям, что влечет их отставку. По мнению правового управления, этот пункт было «целесообразно исключить».
Господин Минниханов не стал спорить с оппонентом и заверил собравшихся, что ко второму чтению «будут учтены все предложения». Больше вопросов к докладчику не было, и сессия приняла законопроект большинством голосов.
ИРИНА СИМОНОВА, "Коммерсантъ-Волга-Урал"